Байки кладоискателя
По материалам газеты "День за Днем"
Константин и Юлия ПОЛЕВЫ
историко-культурное общество «СОВА»
МЕЖДУРЕЧЬЕ СОКРОВИЩ
Вот уже несколько лет, как историко-культурное общество «Сова» собирает сведения о
старине нашего края. Во время экспедиций, работы в архивах и библиотека к нам в руки
попадают удивительные истории и легенды, которые еще сто или двести лет назад
ходили из уст в уста и большинство которых, увы, сейчас забыто. Материалы одной из
последних экспедиций, «Переволока-2004», вызвали желание поделиться с вами
старыми легендами о разбойниках и кладах. Легендами этими во множестве изобиловала
наша земля, что и понятно: в былые времена она была, выражаясь современным языком,
весьма «криминогенным регионом».
Что касается кладоискательства, то оно стало в XVIII -XIX вв. почти профессией в
наших краях. «Специализировались» искатели больше на курганах, но мечтой для
большинства было найти один из легендарных кладов, оставленных здесь Разиным,
Пугачевым или Булавиным.
В нюне 1853 года камышннский топограф П.А. Перваго писал статскому советнику
Артемьеву, что один из крестьян Камышинского уезда стал приторговывать древними
золотыми вещицами и дела его пошли на поправку. Крестьяне, заприметив это, поняли,
что нашел он клад, но выследить его так и не смогли. И как-то приперли мужика к
стенке: «Откуда золотишко?.Крестьянин рассказал, что на одном из курганов есть нора
сурка, и, мол, в отвалах этой норки он часто находит мелкие золотые вещицы.
Крестьяне ринулись с лопатами к златоносному кургану. Разрыв его, добрались до
каменной плиты, которую с большим трудом им удалось все же свернуть. Но золота там
почти не оказалось, небольшое количество мелких золотых подвесок быстро разошлось
по рукам.
В конце XIX века древняя старуха, уроженка Камышинского уезда, рассказала Л.Д.
Бороздину о кладах Пугачева, которые он оставил близ села Лесной Карамыш, где было
некогда болото. Здесь Пугачев утопил шкуру, наполненную деньгами. Теперь болото
высохло, и даже в начале XX века не могли местные власти указать его прежнее место.
Старуха же передавала предание, что Пугачев закопал бочку с деньгами в саду у пастора
села Лесной Карамыш, причем оставил в бочке свою «галицу» - рукавицу, а другую
взял с собой. Клад возьмет человек, у которого будет пара к оставленной с кладом
рукавице.
На территории Камышинского уезда молва помещала два из трех самых легендарных и
значительных кладов, в погоне за которыми прогорело не одно состояние незадачливых
кладоискателей. Один из этой легендарной троицы надежно схоронен в известном бугре
Степана Разина. По преданию, там, в пещере, обитой бархатом, жил сам грозный
атаман. Сам бугор состоит из пород меловой системы: песка фосфоритового песчаника,
белых мергелей, мела с фосфоритом и зеленого песка, так что, в принципе, наличие в
нем пещер возможно. Легенда же связывает этот клад с проклятым именем Марины
Мнишек. Жена сначала Лжедмитрия I, потом Лжедмитрия II, после гибели последнего
она бежала вместе с атаманом Заруцким. Они пытались создать в Нижнем Поволжье
новое государство со столицей в Астрахани, под протекторатом иранского шаха. В 1614
г. любовники были схвачены, и Заруцкий вместе с малолетним сыном Марины и
Лжедмитрия окончил свои дни на плахе.
Одна из историй о попытке добыть этот клад была довольно широко известна в начале
XX века. Старый бурлак рассказывал своему товарищу, что на бугре богатый клад зарыт,
но чтобы его добыть, хитрость нужна. "Сошедши на берег, бурлак предупредил товарища:
что бы ты не увидел, что бы ты не услышал услыхал, молчи». Взобравшись на бугор,
они увидели отверстие вроде погреба, с дверью. Отворив ее, нашли хорошо убранное
подземелье, похожее на комнату: в углу висел образ Спасителя в золотом окладе,
осыпанный бриллиантами и разноцветными камнями; перед образом теплилась лампада.
Посреди комнаты стоял гроб, окованный тремя железными обручами; возле лежали
огромный железный молот и прутья. Возле стен расставлено было множество бочонков,
насыпанных доверху золотом, серебром и драгоценными самоцветными камнями, а также
ценная металлическая утварь. Бурлаки помолились перед иконой. Затем вожатый схватил
молот и разбил обручи на гробе. Крышка поднялась, из гроба встала девица
необыкновенной красоты и выговорила: «Что вам нужно, ребята? Денег, утвари, камней
самоцветных берите сколько душе угодно». В ответ на это вожатый схватил прутья и
начал стегать красавицу, безбожную Маришку, и сколько она ни умоляла о пощаде, все
было напрасно. Товарищ не вытерпел и сказал: «Полно, брат, что с тобой, с ума ты,
что ли, сошел?» Но едва он успел произнести эти слова, как невидимая сила подхватила
его и выкинула в дверь, которая тотчас же захлопнулась и послышался голос:
"Восемь-девятого!" Вслед за тем дверь и отверстие пропали. Испуганный бурлак едва
добрался до судна; у него отнялся язык, и три года он оставался нем. После он уже
рассказал, что если бы они успели завладеть иконой, как говорил ему еще дорогой
вожатый, то все богатства перешли бы в их руки.
Второй легендарный клад «Котовский», в слободе Котово Камышинского уезда, в
подземном подвале на дворе крестьянина Литвинова. В свое время некоторые местные
жители тратили года и все свое состояние, чтобы добыть его. Одной из таких
кладоискательниц была О.В. Оводова. С ее слов была записана в 1909 г. эта легенда:
«В давние времена царствовала в Москве Царь-Девица. Ея родной брат, царевич Петр
Алексеевич, не захотел ей покориться и ушел к немцам. Долго скитался царевич в чужой
земле, терпел великую нужду, в плотниках у немцев жил, корабли им строил. Возмужал
он и открылся Королю. Король дал ему войско, с которым царевич должен был идти
против своей сестры. Скоро подоспел он к Москве и победил сестрины ратные силы.
Грозен был победитель и велел смертию казнить всех, кто за Царь-Девицу стоял, а ее
саму на покаяние в девичий монастырь сослал. И все православные плакали об ней, о
славной Царь-Девице. Но был один богатырь, который смерти не побоялся, подкупил он
стражу монастырскую и велел сказать Царь-Девице, чтобы она с помощью своих
подруг-монашек собирала всю свою казну царскую да утварь монастырскую и бежала с
тем богатырем в земли вольные казацкие, в места потаенныя...» Но настигла беглецов
злая судьба, и Теперь в котовских подвалах, в трех золотых гробах, покрытых парчою,
покоятся: в среднем - сама «матушка София», по правую руку - игуменья, по левую -
монашка. «Впереди гробов стоят бочки с золотом на сумму 74 миллиона рублей, много
одеяний, шитых жемчугом, сосудов да утвари царской; а в головах престол стоит, на
нем крест золотой да Евангелие, по стенам иконы в золотых окладах да лампады
неугасимые».
Следы еще одного клада и еще одной легенды мы нашли в городе Петровом Вале.
Среди местных жителей существует предание, что на берегу Иловли спрятан клад XVIII
века. До сих пор многие люди ищут деньги, которые там спрятал немец, что по указу
Петра канал строил, да не достроил, сбежал. По легенде, проворовавшись и поняв, что
от строгого царского глаза не скрыться, немец нагрузил карету серебром да золотом, что
должны были пойти на строительство канала, запряг тройку лучших лошадей и,
напившись в стельку, направил их с обрыва. Но ни кареты, ни денег так никто и не смог
достать. Так что и здесь клад в руки не дается. Немец «пугает». Правда, не с тем
размахом, что Степан Разин. Больше по мелочи шалит - то колеса у мотоцикла пробьет,
то лопаты сворует. Так и говорят петровальцы: «Кто вокруг клада крутится, тех немец и
пугает, не пускает",
Наиболее часто встречаются предания о знаменитых золотых конях Батыя. По легенде,
Батый повелел всю дань, собираемую за год, обратить в золото и отлить из него двух
коней. Все легенды, широко известные в разных уголках нашего края, под- черкивают,
что глаза у коней были сделаны из прекрасных рубинов. По легенде, после смерти на
чужбине тело Батыя привезли в наши степи и похоронили на одном из холмов Ахтубы,
вместе с ним похоронили и золотого коня. Эта легенда столь распространена в Заволжье
и сейчас, что, наверно, возле каждого села вам покажут место, где лежит легендарный
конь. В 1976 году на окраине уже упомянутого села Селитренного пастух пас овец.
Ходил по городищу, а там после дождя размыло обрыв и на поверхность вынесло
полусгнивший кошелек с серебряными монетами. О кладе стало известно археологам,
Среди них был известный В. Егоров, который участвовал в переговорах с пастухом.
Пастух собрал аксакалов, которые, сев в кружок, то и дело цокали языками Говорили,
что клад стоит сумасшедших денег Им казалось, что в одночасье они все станут
миллионерами. Когда им было сказано, сколько в Советском Союзе стоит грамм серебра,
страшно удивились. Клад археологи приобрели, но часть монет пастух все же успел
переплавить на грузила.
Особенно много легенд о кладах, оставшихся после Степана Разина. Во время казни,
когда палач собирался разделаться с братом Степана Фролом, тот выкрикнул:«Слово и
дело государево!». Заявление по тем временам серьезное! Казнь была отложена, и на
допросе Фрол сказал, что знает тайну писем и кладов Разина. Его показания были
сообщены царю Алексею Михайловичу, «...и про письма сказал, которые-де воровские
письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все
брат его, Стенька, ухоронил в землю поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на
острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива
посередке, а около нее густые вербы». Долго возили Фрола по разным указанным им
местам, но он все не мог найти то какого-то камня, то дерева, то пещеры. В итоге
Фрола все-таки каз- нили, а клады Разина ищут до сих пор. Легенды о них заставляли
замирать сердца не одного поколения деревенских пацанов. Судя по количеству преданий
о разинских сокровищах, Песковатка особо полюбилась искателям кладов.В годы Первой
мировой войны в Дубовке, в доме близ кладбища, жил крестьянин Семен Никитич
Клочков. Он рассказывал, что несколько десятков лет назад приезжали казаки с
Кавказских гор с планом и по нему искали клад в балках по берегу Волги. Но как вида
на жительство не имели, то, скрываясь от урядника, уехали ни с чем. Эту «Кладовую
запись» и переписал для себя дед Алексей, а по наследству досталась она и
Семену.«1837 года, месяца марта в 30-й день, мы, девять человек, даем эту опись в
посаде Дубовке Если Бог благословит, то возьмите наше сокровище, положенное нами в
балке, повыше Дубовки, пониже Пес- коватки над Волгой. Балка называется «Вислый
сад». Место поклажи следует искать, минуя Вислый сад, на вершине небольшой балки,
где стоит дуб, у этого дуба, на восходном боку, вырублены два креста. Супротив
солнечного восхода наме- рить от этого дуба двадцать сажен. Рыть надо на Петров день.
Тут положено в трех местах: человек один целый да один перерубленный на две части,
из которых одна часть лежит на полуночную звезду, другая часть - на солнечный закат;
целый же человек лежит на летний восход головой; от головы на три четверти стоит
черепок с подписью на нем. От черепка на три сажени "етвят котел, в котором положено
90 тысяч золота и семнадцать тысяч серебра. Из этих сумм нами определено: на
постройку церкви 20 тысяч, 7 тысяч на колокол и на монастырь 20 тысяч Если не будет
исполнено это наше желание, то наше сокровище от нашедших его уйдет и вечно
пролежит в сырой земле. А если наше желание исполнится, то вырывшим сокровище Бог
даст счастье. И они спокойно, без ссоры, могут разделить его по равной части, за
исключением сумм, опреде- ленных на церковь, колокол и монастырь. В том мы все
девять подписываем эту опись».
Другие легенды о кладах в Песковатке гласят: в Царицынском уезде, неподалеку от
Песковатки, курган небольшой стоит, всего какие-нибудь сажени две вышины. В нем, в
народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен Целое судно как есть
полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода
сбыла - судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу
посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево. Сказывают, все доподлинно
знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно:клад-то непростой был положен.
Из-за кургана каждый раз кто-то
выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро. Известна
эта легенда и в другом варианте: Разин вместо вербы для приметы сверху яблоневую
палку воткнул. «Непростой человек палку воткнул - стала она расти. Выросло на месте
палки большое дерево, только яблоки на нем были бессемянные. Все вокруг знали, что в
кургане клад зарыт, а копать не решались. Заклятый клад был, нечистые охраняли
Стенькино добро».С конца прошлого века кладами Степана Разина интересовался И. Я
Стеллецкий, который сделал интересные записи: «Одного помещичьего добра схоронил
Разин близ своего утеса на 10 млн рублей. В 1914 году в Царицыне, близ церкви
Троицы, провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты.
Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущим от названной церкви
до самой пристани на Волге, куда приплывали «расписные Стеньки Разина челны»,
груженные драгоценной добы- чей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике.
Однако подробности, что из себя представляло это подземелье - нам не
известны».Порой кладоискательство становилось предметом специального расследования,
особенно когда к нему оказывались причастны лица, облеченные властью. Однажды
казаки пожаловались атаману Ило вайскому, что один станичник не разрешает им рыть
землю, искать клад в своем саду. Атаман призвал казака к ответу, и тот поведал старое
предание, что в их саду, мол, вырыты 13 погребов аж на 17 саженей, там устроена и
подземная церковь, где висит атаманская сабля с чудесными камнями, камни столь
необычны, что освещают своим светом и подвал, и всю церковь. В результате атаман
тоже включился в раскопки, организованные с размахом и народной смекалкой: по всему
саду были прорыты и вдоль, и поперек несколько глубоких канав, но, увы, розыски
клада успехом не увенчались. Рытье клада производилось в 1824 году с июня по
октябрь. Донос наказного атамана Кутейникова на бывшего атамана Иловайского
остановил раскопки. Кутейников обвинил Иловайского в употреблении казаков на работы
по своему мнению и для рытья клада под надзором новочеркасского полицеймейстера
Хрещатицкого.Популярность кладоискательства среди простого населения привела к тому,
что каждый крестьянин знал не одно место, где лежит заклятый клад, и краеведы конца
XIX - нач. XX вв. с удивлением отмечали, что часто крестьяне говорили о кладах с
такой уверенностью, с таким точным определением места, что вначале такая откро-
венность приезжему человеку казалась крайне подозрительной. Но на самом деле
оказывалось, что знать место нахождения клада - это еще ничего не значит; необходимы
были и другие сведения, а именно: знание зароков и «ключей» к открытию кладов, а
также обрядов, с которыми нужно приступать к этому великому делу.Так, например, был
случай, когда крестьянская семья выпахала на своем поле клад. Радости не было предела
обзавелись скотиной, обновками. Но хозяин начал чахнуть - ничто не помогало, так он и
умер. За ним стал чахнуть старший сын. Хозяйке подсказали, что, видно, клад лежал на
«голову» - чтобы его добыть, нужно было над кладом кого-нибудь убить. Что делать-то?
Душегубцем стать никому не хотелось. Пошли крестьяне на хитрости, которые, как
говорят, не раз срабатывали: резали над местом клада и курицу, и овцу, но вскоре умер
в «осчастливленной» кладом семье старший сын. Все решили, что клад положен на
человечью голову, и, видать, не одну.. Несчастья и после этого преследовали
оставшихся в живых, требуя человеческих жертв,- трагически утонул мальчик, невестку
задавило деревом. И уцелевшие члены семьи бежали из села. Следы их на том и
сгинули.
Но огромное количество трагических историй о кладоискателях, сгинувших или
сошедших с ума, не останавливало, а только разжигало жажду наживы их
последователей. Клад обрастал ритуалами, обрядами и поверьями. Важно было
выяснить, «злой клад» или «добрый». Злым кладом овладевал черт и приставлял к нему
своих хранителей, поэтому взять его очень трудно. Да и потратить его можно было
только на вино: если его употребить на что-либо другое, то случится несчастье. Взять
клад можно было, как правило, на Пасху, когда открывались подземелья и пещеры, а
клады очищались: «добрые» клады очищались перед рассветом, а «злые» к вечеру.Так,
например, есть близ хутора Лешков Черноярского района Астраханской области заклятый
курган. Как-то на Пасху шел один старик святить куличи с хутора в город. Подходит к
кургану. Он освещен, открыта дверь в него (как дверь в подвал или, по местному,
выход), с одной стороны стоит в бочках вино, с другой - пиво, там, в выходе, светло и
видно много тар, но с чем - не видно. Старик, перекрестившись, побежал мимо. А за
курганом, и так слывшим местом нечистым, утвердилась его злая слава.
Hosted by uCoz